Микро-курс «Знакомство с композиторами». Альфред Шнитке: о полистилистике, отношении к музыке, влиянии его судьбы на творчество. • Это урок-навигатор — его можно открыть перед походом на концерт, во время прослушивания музыки, для того чтобы чуть лучше разобраться в музыке 20 века. 👤 КОРОТКО О КОМПОЗИТОРЕ Композитор-шестидесятник, одна из главных фигур советского авангарда, наравне с Денисовым и Губайдулиной. Его работы можно встретить практически во всех жанрах: у него есть симфонии, балеты, оперы, концерты, камерная музыка, произведения для хора, музыка к фильмам. 👨‍👩‍👦 О СУДЬБЕ Шнитке родился на Волге, в Энгельсе в еврейско-немецкой семье — из-за этого он ощущал себя на стыке двух культур, а это уже отразилось в творчестве. В детстве он отправился вместе с отцом в командировку в Вену, где познакомился с австрийской музыкальной культурой, первое музыкальное образование получил там же. Затем вернулся на родину, отучился в училище и в Московской консерватории, где потом преподавал инструментовку и чтение партитур. В конце жизни переехал обратно в Германию, тоже преподавать — в Гамбургской консерватории. 🎶 ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МУЗЫКИ • В его музыке глубокое содержание, она предлагает подумать о жизни и смерти, войне, Боге, человечестве. • Его музыка — острая реакция на свое время. Сам Шнитке написал в эпиграфе к своему дипломному сочинению «Нагасаки»: «Музыка — это подслушанные крики времени». • Шнитке считал, что его музыка — для всех. Если вы слушали, например, только Кончерто гроссо или Концерт для альта и поняли, что это не ваше — попробуйте послушать другие произведения, Шнитке очень разный по настроению, стилю, жанрам. 🧬 МЕТОД ПОЛИСТИЛИСТИКИ Полистилистика — сочетание контрастных стилей в одном произведении. Это способ утрировать конфликт в произведении, показать перенасыщенность и перенапряженность современного мира. Например, в Первой симфонии собрано несколько жанров и стилей — слышны черты классической и авангардной музыки, марши, гимны, хоралы. Другие яркие примеры с использованием полистилистики — Вторая соната для скрипки, Вторая и Третья симфонии, Третий и Четвертый скрипичные концерты, Концерт для альта. 🤬 О ЦЕНЗУРЕ Из-за своих взглядов Шнитке был неудобен государству, его произведения практически не исполняли. Премьеру его Первой симфонии было очень трудно организовать, в итоге благодаря друзьям и коллегам исполнение состоялось в Горьком, куда (!) слушатели ехали на поезде, чтобы попасть на концерт. Но за границей Шнитке получил признание раньше, чем на родине, хотя на премьеры его и не выпускали. В 1980-х Шнитке исполняли почти столько же, сколько и Шостаковича — среди живущих в тот момент композиторов это был рекорд. 🔮 ПРОКЛЯТИЕ ДЕВЯТОЙ СИМФОНИИ Есть известное суеверие — композитор, который написал свою девятую симфонию вскоре умирает. Такое случилось с Бетховеном, Брукнером, Малером, Шубертом и Дворжаком. Для Шнитке это произведение тоже оказалось последним. Он писал симфонию уже в тяжелом состоянии, рукопись иногда была неразборчива, поэтому появилось несколько редакций, которые довольно сильно отличаются друг от друга. Сначала ее реконструировал Геннадий Рождественский, автор присутствовал на исполнении и, как и многие его современники, раскритиковал трактовку. Другую попытку предпринял Александр Раскатов, она считается более удачной: vk.cc/c4Bqzq. 🎧 ЧТО ПОСЛУШАТЬ • Concerto grosso №1 — произведение в шести частях, написанное в технике полистилистики для двух скрипок, клавесина, струнного оркестра и подготовленного фортепиано (когда на струны или молоточки кладут разные предметы, чтобы изменить звук). Интересно, что материал этого произведения Шнитке потом использовал для кино: главные темы Прелюдии и Рондо (первая и пятая части) можно услышать в фильме «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», в третьей части — тема из фильма «Восхождение», заключительные такты четвертой части, Каденции — в мультфильме «Бабочка», а танго из Рондо — в «Агонии». • Первая симфония — то произведение, которое из-за своей нетрадиционности (первоначальное название — «(Анти)симфония» было практически запрещено. Основной конфликт — противопоставление низкого и высокого, порядка и хаоса, выраженное в сочетании жанров и разных мотивов, от поп-музыки до Чайковского и Бетховена. Еще в произведении есть отсылка к Прощальной симфонии Гайдна — музыканты то уходят, то возвращаются, в какой-то момент все исчезают, а на сцене звучит фрагмент Прощальной симфонии в записи. • Музыка к фильмам — это большой пласт творчества Шнитке. Бывает, смотрим и не замечаем, какая музыка звучит на фоне, хотя она может создавать отдельный смысловой план. Если не особо не обращали внимания на музыку, попробуйте посмотреть или пересмотреть эти фильмы, концертируя внимание на музыке: «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Спорт, спорт, спорт», «Прощание», «Фантазии Фарятьева», «Горячий снег», «Белорусский вокзал». ✳ ЧТО ЕЩЕ • Тренажер созвучий Шнитке на понимание современной музыки • Лекция-беседа о произведениях одного из главных специалистов по творчеству Шнитке Валентины Холоповой: vk.cc/c4Btc9. • Книга издательства «Композитор» с очерками о личности и творчестве Шнитке, ее написала музыковед, которая хорошо с ним была знакома лично: vk.cc/c4BsDM. • Альбомы «Мелодии»: Концерт для хора, камерная музыка, собрание разных произведений в исполнении известных музыкантов. 🟤 Помогаем слышать музыку через композиторов: vk.cc/bZefVt.